Кризисы взрослого периода у женщин

Теоретически и эмпирически обоснованный подход к исследованию кризисов взрослого периода жизни с точки зрения субъектного подхода мы находим в работах, связанных с изучением особенностей жизненной перспективы (К. Левин, 1964; Р. Массен и др. 1982; А.Г. Ковалев, 1979, 1988; К.А. АбульхановаСлавская, 1987, 1991; А.А. Кроник, 1986; Е.И. Головаха, 1987, 1988 и др.) {1;5}. В теоретическом исследовании В.И. Слободчикова, представленном в соавторстве с Г.А. Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую кризис взрослости разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни. В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой мировоззрение, во второй личность (собственная позиция в культуре и истории) {7}.

В наибольшей степени в современной психологии рассмотрены этапы жизни человека вплоть до его взрослости, которой до сих пор не уделялось значимого внимания. В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности. Надо полагать, что причиной этого служит имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости как цели развития и одновременно его конца. Вместе с тем многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказано, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности {6}. В имеющихся по данной проблематике работах отмечается, что за границей юношеского возраста развитие личности не идет линейно, то есть лишь как накопление и расширение раз выработанных мотивационных устремлений и смысловых отношений к миру. Здесь возникают определенные и порой драматические переходы к иным мотивационным путям, к иной смысловой ориентации основных видов деятельности. Эти кризисные периоды не столь резки, как, скажем, психологический кризис отрочества, не столь строго привязаны к определенным возрастным рамкам. Обычно они проходят более сглаженно, интериоризированно и менее демонстративно, чем кризисы детства. Однако общая тенденция к периодическим и достаточно существенным изменениям личности в зрелом возрасте несомненна.

Стало быть, в разных периодизациях, так или иначе, присутствует этап (период, стадия) зрелости по существу содержания, несмотря на разные названия (человек в расцвете сил, второй период среднего зрелого возраста, поздняя зрелость, средняя взрослость, поздняя зрелость четвертого цикла взрослости и т.д.). У всех авторов возраст зрелой личности практически одинаков и занимает календарный промежуток человеческой жизни в основном от 40 до 60 лет. Эти границы весьма условны, относительны: наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социальноэкономических условий индивидуального развития человека {14}.

Обратим внимание на то, что понятие «зрелость» обычно трактуется двояко: как этап и как качество в психическом развитии человека. Оно сопровождается двумя характеристиками этапность, что указывает на место в онтогенезе человека, и качество, которое может быть отнесено не только к этапу зрелости, но и к анализу любого периода в индивидуальном развитии человека и личности. Видный отечественный психолог, специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал, что жизненный путь человека представляет собой историю формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет {6}.